Вид рукоделия, в котором полотно собирается из отдельных мотивов, чаще всего растительного характера, связанных крючком.
По легенде ирландское кружево придумали моряки. Скучая по Родине, они в часы досуга вязали цветочки и трилистники из нитей корабельных канатов.
Более правдоподобная версия такова: мода на фламандские ажуры, брюссельское кружево, которое стоило очень дорого, дала жителям Ирландии возможность заработать. В 40-х годах XIX века в стране случился голод, вызванный аграрным переворотом и неурожаем картофеля, основной пищи крестьян. В результате голода погибло около 1 миллиона человек, увеличилась эмиграция, население Ирландии сократилось на 30 %.
Чтобы спастись от голода те, люди начали плести кружева. В процесс были вовлечены все члены семьи. Иногда в семьях возникало распределение труда, кто-то делал листики, кто-то – цветы, а изделие целиком собиралось в специальных мастерских. Семейные секреты оберегали от конкурентов, а модные наряды из ирландского кружева дорого продавались в европейских столицах и в США.
Революцию в ирландском кружеве произвела Риего де Бланкардье, дочь франко-испанского дворянина и ирландки. Раньше кружева изготавливались иглой, а она научилась делать их крючком, что получалось в 10 раз быстрее.
В 1846 вышла первая книга ирландских образцов, ставшая знаменитым учебником этого искусства.
виноградная гроздь;
трилистник;
листок;
круглый листок;
роза;
ажурный цветок.
Помимо цельных изделий мотивы ирландского вязания могут быть использованы как накладные украшения или как аппликация на ткани или трикотаже.
Существует несколько способов соединить элементы между собой.
Элементы привязываются один к другому в ходе работы. Нужно связать один мотив и во время вывязывания последнего ряда второго мотива присоединять его к первому. Собрать таким образом все полотно сложно, но так можно собрать небольшие композиции, состоящие из мелких, однородных мотивов.
Мотивы соединяют при помощи сетки — самый распространенный способ. Выкладывается композиция из мотивов, а пространство между ними заполняется сеткой, соединяющей мотивы в полотно. Сетка может быть с правильными симметричными ячейками, а может быть нерегулярной. Нерегулярная сетка вяжется произвольно в различных направлениях с неодинаковыми ячейками, она как бы обтекает мотивы.
Можно сначала связать сетку основы, а затем на нее нашить мотивы кружева. За основу можно взять ажурное полотно, связанное крючком. В качестве основы можно использовать хлопчатобумажную тюль.
Мотивы можно сшивать иголкой. Этот способ особенно подходит, когда полотно состоит из плотно прилегающих друг к другу мотивов с минимальными просветами. В качестве сшивной нити удобно использовать предварительно оставленный (не заправленный) кончик от мотива, если он достаточной длины для того.
Соединять мотивы можно с помощью брид – коротких стежков, обшитых швом «ришелье».
Результат во многом зависит от правильной выкройки, переделывать готовую работу очень сложно.
Необходимо контролировать уровень натяжение нити. Если она будет слишком натянута, изделие получится узким и маленьким, а если слабо натянута — бесформенным.
Чтобы можно было носить изделие без подкладки, вязание должно быть достаточно плотным.